Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
Фотобанк Портфолио Ссылки
Путешествия ↑ Статьи Фототехника
Главная / Статьи

Фотосъемка моделей широкоугольными объективами

Эта статья была написана для одного из российских журналов по фотографии еще в 2006 году, но была отклонена, т.к. по мнению редакции снимать моделей широкоугольными объективами недопустимо в принципе.

Значит, «у них там» Лашапель c Парисотто снимают моделей широкоугольниками, а для наших худ. редакторов это по-прежнему дико. Принимая во внимание этот печальный факт, можно быть уверенными, что еще долгое время самым зрелищным изданием в России, с точки зрения актуальности фотографий, будет газета «Спид-Инфо» или журнал «Охота и рыбалка».


На заметку: Уильям Кляйн, американский fashion фотограф, о фотосъемке широкоугольным объективом.

Дата публикации: октябрь 2006 года

В то время, когда я только начинал фотографировать, меня привлекли некоторые модные фотографии, которые были странно технически выполнены. Это были фотосъемки моделей с эффектно переданной перспективой окружающего пространства. Размышления по поиску способа такой передачи перспективы привели меня к возможному использованию карданных камер с подвижками и применению широкоугольной оптики. Карданные камеры в моем арсенале отсутствовали, их заменил в какой-то степени Photoshop, а короткофокусные объективы были. Вот с этого момента я и приступил к своим фотографическим экспериментам по фотосъемке моделей «широкоугольниками».



Примеры фотопортретов

Из учебников, а потом и практически, установил, что при фотосъемке короткофокусными объективами искажения пропорций и перспективы пространства усиливаются значительно. С одной стороны это достаточно легкий путь получения комичного фотоснимка (см. фото 1 ниже).

Фокусное расстояние 18 мм
Фото 1. Без названия. Модель: Андрей
Фото 1. Без названия. Модель: Андрей. Фото из галереи мужских жанровых фотопортретов

Не всегда, конечно, этот прием уместен, но все-таки.

Применение широкоугольной оптики позволяет раздвинуть рамки привычной всем действительности и в результате достигается та передача линейной перспективы и пропорций модели, которую наш глаз не видит в реальном мире людей и предметов, т. е. мы уходим в какой-то степени от реальности. Фотоснимок получается многоплановый с передним, средним и задним планом, приближаясь к трехмерному изображению пространства на плоскости. При этом главный объект съемки можно расположить на переднем плане так, чтобы он играл активную роль, остальные планы при этом усиливают глубину пространства в кадре.

Рассмотрим еще один пример фотосъемки модели широкоугольным объективом (фото 2). Эта фотография снята объективом с фокусным расстоянием 18 мм.

Фокусное расстояние 18 мм
Фото 2. Из серии «Оранжевое настроение». Модель Юлия
Фото 2. Из серии «Оранжевое настроение». Модель Юлия. Фото из галереи женских фотопортретов на улице, на природе, на пленэре

Точка съемки выбрана таким образом, чтобы все детали фигуры модели были равноудалены от передней линзы объектива. В противном случае либо голова, либо ноги модели играли бы доминирующую роль в кадре.

На данной фотографии модель играет главную роль не только благодаря цвету (композиция строится здесь и на цветовых соотношениях синего неба и оранжевого платья), но и потому что объект съемки — модель — крупнее фона. К тому же линии, уходящие вглубь кадра, придают фотографии некоторый объем.

В данной серии фотографий фотосъемка модели проводилась и нормальным объективом, и телеобъективом, но наиболее эмоционально выразительными, интересными, привлекательными и, вообще, требующими хоть какого-нибудь внимания, по моему мнению, являются фотографии, сделанные именно широкоугольным объективом.

Подобную портретную фотографию удастся сделать не каждому, но в нашем мире фотографов, когда моделей фотографируют миллионы, а мастер-классы дают уже сотни тысяч фотографов — это будет, пожалуй, лучшим направлением для пополнения своего портфолио, чем фотосъемка портретным фиксфокалом, которым кто не сфотографирует, получается сплошная мягкость в кадре и красота. Потому что не стоит фотография дорого, если ее может повторить каждый второй фотограф, которому удалось купить крутой фиксфокал, вроде 135 mm f/2, 105 mm f/1.4, 85 mm f1.4, 50 mm f1.4 и т. п.



Примеры фотосъемки моделей в полный рост

Следующий пример фотосъемки девушки-модели широкоугольным объективом демонстрирует максимальную, даже агрессивную, композиционную динамику в кадре.

Точка съемки выбрана нижняя, за счет чего нарушаются и масштаб, и линейная перспектива. Диагональная композиция положения девушки-модели, соотношение земли и неба в кадре вызывают иллюзию стремительного полета (фото 3).

Фокусное расстояние 17 мм
Пример 3. «Авиаторам посвящается». Модель Виктория «ТУ-144» на взлете
Пример 3. «Авиаторам посвящается». Модель Виктория. Фото из галереи жанровых фотографий

А на самом деле девушка спокойно стоит на краю оврага.

Динамичный характер имеет и изображение на фото 4.

Фокусное расстояние 18 мм
Фото 4. Из серии «Пляжная история».  Модель Катерина
Фото 4. Из серии «Пляжная история». Модель Катерина

    Совет по фотосъемке широкоугольным объективом

    Стоит отметить, что сюжетно важные части изображения следует располагать в тех зонах кадра, которые менее всего подвержены геометрическим и другим искажениям, наиболее выраженным в недорогих широкоугольных зум-объективах. К примеру, если расположить лицо модели на краю кадра, оно либо «тянется» вследствие дисторсии, либо «моется» по причине низкой разрешающей способности объектива, либо подвергается воздействию этих двух негативных факторов сразу.

Рассмотренные примеры показывают возможности получения интересных сюжетов с помощью короткофокусных объективов, особенности передачи перспективы и пропорций в кадре. Фотография в результате уходит от документальности и становится более эмоциональной по содержанию, а где-то даже и агрессивной. Причем эти приемы применяются практически во всех жанрах фотографии от репортажа до съемок моды.

Я не призываю повсеместно использовать «широкоугольники» для модельной фотосъемки. Но такие эксперименты в некоторых случаях могут привести к получению нестандартных по композиции фотографий и добавят в творческий багаж фотографа-любителя новые приемы фотосъемки.

Фокусное расстояние 18 мм
Фото девушки в прыжке
Фото 5. Фото девушки в прыжке. Модель Ирина

Широкоугольные объективы реально использовать для фотосъемки людей от фото в полный рост и до поясного фотопортрета

Обращаю внимание читателей и фотолюбителей на свой опыт использования широкоугольных объективов, который показал, что их реально можно использовать для фотосъемки людей от фото в полный рост и максимум — до поясного фотопортрета. Любые более крупные планы фотосъемки широкоугольником, как бы я не старался, не привели у меня к получению хороших фотографий.

Более того, все примеры фотосъемки людей широкоугольником, которые вы сможете найти в интернете, показывают именно крупные планы (грудные фотопортреты и даже крупнее), что только ярче демонстрирует неправильность выбора короткофокусных объективов для фотосъемки моделей. Разумеется, все эти примеры показываются в сравнении с портретами на других, нормальных и портретных фокусных расстояниях, в тех же ракурсах и планах кадрирования.

Фотосъемка людей и моделей широкоугольными объективами в каждом конкретном случае — это всегда эксперимент и всегда непредсказуемый результат. Широкоугольники точно можно использовать при фотосъемке моделей от фото в полный рост и до поясного фотопортрета, но не всегда результат окажется хорошим и достойным внимания.

Однако не буду категорически утверждать, что если не получилось у меня, то сделать эффектный, броский крупный портретный план широкоугольным объективом невозможно. Просто нужно пробовать и еще раз пробовать.



Используемая фототехника

Профессиональная фототехника Nikon

Кстати, для фотосъемки всех этих фотографий были использованы:





Фокусное расстояние 14 мм
Фото мужчины широкоугольным объективом
Фото 6. Фото мужчины. Модель Дмитрий
Фокусное расстояние 14 мм
Фото мужчины в прыжке
Фото 7. Фото мужчины в прыжке. Модель Дмитрий



Фотографии невест в полный рост

Как ничто другое, эффектность фотосъемки моделей широкоугольными объективами также показывает следующее фото.

Фокусное расстояние 14 мм
Фото невесты у окна в ожидании жениха.  Модель Виктория
Фото 8. Фото невесты у окна в ожидании жениха. Модель Виктория. Фото из галереи свадьбы в Москве от начала и до конца: Грибоедовский ЗАГС, Екатерининский парк и т. д.
Фокусное расстояние 14 мм
Фото 9. Фото невесты с букетом в Коломенском.  Модель Виктория
Фото 9. Фото невесты с букетом в Коломенском. Модель Виктория. Фото из галереи свадебной прогулки в усадьбе Коломенское в Москве

Смотря на эти фото складывается впечатление, что рост невесты — не менее 2-х с половиной метров, но это, конечно, иллюзия.

Фокусное расстояние 18 мм
Фото 10. Фото невесты с букетом в усадьбе Архангельское в Московской области
Фото 10. Фото невесты с букетом на набережной старого русла Москвы-реки в Архангельском в Московской области. Модель Ольга. Фото из галереи свадьбы в усадьбе Архангельское в Московской области

Ну и не только для невест этот прием подходит:

Фокусное расстояние 24 мм
Фото жениха в усадьбе Коломенское в Москве
Фото 11. Фото жениха жениха широкоугольным объективом. Модель Дмитрий. Фото из галереи свадебной прогулки в усадьбе Коломенское в Москве

Знаменитые фотографы о фотосъемке широкоугольным объективом

Уильям Кляйн, американский fashion фотограф:

    «Я фотографирую то, что вижу перед собой: чтобы лучше рассмотреть, я подхожу как можно ближе и использую широкоугольный объектив, чтобы обхватить гораздо больше пространства.

    Никаких табу в технике съемки: зерно, контраст, размытость, неправильная композиция, всякие случайности — будь что будет.»
Уильям Кляйн, американский fashion фотограф Уильям Кляйн, американский fashion фотограф Уильям Кляйн, американский fashion фотограф Уильям Кляйн, американский fashion фотограф Уильям Кляйн, американский fashion фотограф

Читателю на заметку: «Коллекция ссылок по фэшн-фотографии».