|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
Главная / Статьи
Руки в фотопортретеДата публикации: 5 августа 2013 года Когда я учился в Академии фотографии, на занятиях преподаватели говорили в шутку, что стоимость фотопортрета с рукой в 2 раза дороже, чем фото, на котором рук не видно. Дело в том, что руки на фото всегда притягивают взгляд, даже если не являются центром композиции. Я внимательно слежу при фотосъемке за руками у мужчин и женщин. У меня есть реально четкие представления о том, у кого, где и в каком месте руки лучше убрать или показать, и каким образом. Должен отметить, что сделать фото с рукой так же сложно, как и фото в полный рост, потому что в этом случае в композицию включаются еще и ноги. Мои правила размещения рук в фотопортретах
Читателю на заметку Жесты руками бессознательно отражают ваше отношение к чему-либо. Например, в общении между людьми, скрещенные на груди руки, представляющие закрытую позу, показывают отстраненность, защиту, замкнутость в себе или потребность во внутренней концентрации. Разумеется, подобная закрытая поза должна как-то соответствовать и выражению лица, показывающему внутреннее состояние человека, то есть жесты руками в портрете всегда связаны с мимикой. Об этом снято много фильмов и написано много книг, и в этой статье я не буду перечислять все значения поз и жестов с их психологическими трактовками. Просто хочу сказать, что все эти жесты руками, которые мы делаем бессознательно, могут применяться сознательно в постановочной портретной фотосъемке. Причем в современной портретной фотографии могут применяться как традиционные жесты руками, соответствующие выражению лица и мимике, так и выражения лиц, конфликтующие с жестами рук, полностью противоположные классике фотопортрета. Восприятие картинок у зрительской аудитории от их обилия слабеет, и на что только не идут современные фотографы для привлечения дополнительного внимания. В общем, руки на фотопортретах могут быть где угодно, если фото в целом притягивает внимание, а не отталкивает. Если вы смотрите на фото, и этот фотопортрет с руками вам (и всем) кажется интересным, необычным, интригующим, странным, провокационным, естественным — то всё хорошо. То есть фотопортрет с руками может быть каким угодно, только не слишком простым и скучным из бездны вторсырья (которое творится в мире каждую секунду тоннами), вызывающим полное отсутствие эмоций, разочарование и желание убрать руки с фото куда-нибудь подальше, с глаз долой.
Примеры фотопортретов с руками из портфолио фотографаЗдесь я просто приведу примеры фотопортретов с руками и свой подход к поиску композиционных приемов, в которых руки играют ту или иную роль в кадре. Вначале освоения фотографии я брал и копировал позы, готовые композиционные приемы в портретных фотосессиях известных зарубежных фотографов и моделей, выбирая в журналах те, которые мне казались интереснее. Развитие интернета помогло мне в самостоятельном обучении фотосъемке людей, портретов и всего, что с этим связано, так как практически все известные иностранные фотографы к 2004–2005 годам уже имели свои сайты — www.vladmuz.com/links/. В этой коллекции ссылок, даже в то далёкое время, фотографий людей и идей для фотопортретов можно было найти больше, чем в целой пачке самых модных и интересных журналов. А потом, в процессе многочисленных фотосессий и фотосъемок, просто накопились штампы, клише, позы, подходы и собственные представления о положении рук в портрете. Это Лера:
Фотопортрет Леры Кудрявцевой с руками на груди (руки здесь, в том числе и для того, чтобы показать аксессуары) Оскар:
Фотопортрет Оскара Кучеры с жестом победы, два пальца вверх «V» Странные жесты с руками на фотопортретах — тоже в кассу:
Фотопортрет Оскара Кучеры с рукой у лица Мм.м.м...:
Еще один модный портрет девушки с закрытыми глазами и с рукой у лица Смех без тени сомнения (рука, как восклицательный знак):
Женский фотопортрет с рукой «Смех без тени сомнения»
Активный знак рукой:
Черно-белый фотопортрет девушки с рукой перед лицом Фото мужчины с журналом на диване, с рукой у лица
Ну, вот как здесь обойтись без рук:
Модное фото девушки и ее силуэта на белой циклораме, забросив руки за голову А здесь:
Рекламная фотография девушки-модели с часами на руке Модный фотопортрет девушки-модели в контровых лучах света, держащей руками длинные волосы, чтобы прикрыть грудь В эротическом фото руки могут быть также прекрасно вписаны в кадр, как и все остальное:
Эротический фотопортрет смеющейся девушки с рукой перед собой Эротическое фото обнаженной лысой девушки в полный рост в черных перчатках, закрывающей лицо и тело руками Выбрать положение рук в фотопортрете — значит, быстро решить задачу удачной фотокомпозицииПоложение рук в фотопортрете также определяет стиль и уровень фотографий фотографа, как их цвет, контраст или подбор одежды для моделей. Выбор положения рук в портрете в каждом отдельном случае предполагает быстрое решение фотографом визуальной задачи в соответствии со своими представлениями о смысле своей работы, стиле, красоте и гармонии. Решать задачу получения удачных фотокомпозиций в портретной фотосъемке, когда в кадре появляются руки, приходится быстро и часто. Поэтому изучение роли рук в портрете и поиск приемов их компоновки на изображении — важная и интересная задача для художника на все времена. Фотолюбителю на заметку Руки в этюдах, зарисовках и живописи Леонардо да ВинчиЗдесь уместно привести отрывки Леонардо да Винчи из его трактатов о живописи. Леонардо много внимания уделял изображнению рук в своих зарисовках и этюдах. Серия этюдов (справа) с изображениями рук для «Благовещения» и «Поклонения»:
Леонардо да Винчи, «Благовещение» (сверху), «Поклонение волхвов» (внизу) и этюды с изображениями рук для этих картин Леонардо да Винчи, из советов художникам:Если фигуры не делают жестов определенных и таких, которые членами тела выражают представление их души, то фигуры эти дважды мертвы… Поэтому прилежно старайтесь наблюдать за теми, кто разговаривают друг с другом, двигая руками, и если это люди, к которым можно приблизиться, старайтесь послушать, какая причина побуждает их к тем движениям, которые они производят. Соблюдайте соразмерность и принимайте во внимание, что господину не подобает ни по месту, ни по жесту двигаться, как слуге, или ребенку — как отроку, но наподобие старца, который едва держится. Не делай у мужика жестов, подобающих знатному и воспитанному человеку, или у сильного, как и у слабого, или жестов блудниц, как и жесты честных женщин, или жесты мужчин, как женщин. Рука Марии, приподнятая в ритуальном жесте, и рука святого Иоанна Крестителя с указующим перстом:
Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах», «Мадонна в гроте» (итал. La Vergine delle Rocce, итал. La Vergine della Grotta) Трактат о живописи мастера Ленардо да Винчи: о движениях и различных мнениях по этому поводуФигуры людей должны обладать позами, соответствующими их действию, чтобы, глядя на них, ты понимал, о чем они думают или говорят. Их можно хорошо изучить, подражая движениям немых, которые разговаривают посредством движения рук, глаз и бровей и всего тела, желая выразить представление своей души. И не смейся надо мною, что я предпочитаю для тебя бессловесного наставника, который должен научить тебя тому искусству, в котором сам он бессилен. Ведь он лучше научит тебя поступками, чем все другие словами. И не пренебрегай таким советом, так как они — мастера движений, и понимают издали то, что кто-нибудь говорит, если он согласует движения рук со словами. Такой взгляд имеет много врагов и много защитников. Поэтому ты, живописец, сдерживай как одну, так и другую партию в соответствии с качеством тех, кто говорит, и с природой предмета, о котором идет речь. Трактат о живописи мастера Ленардо да Винчи: наставления в живописиЖивописец, желающий получить славу от своих произведений, всегда должен искать быстроту своих, т.е. изображаемых жестов в естественных жестах, производимых людьми внезапно и порождаемых могущественными страстями, воздействующими на людей; о них следует делать краткие заметки в своих книжечках и потом пользоваться ими для своих целей, придавая позирующему человеку тот же самый жест, чтобы видеть качество и повороты тех членов тела, которые применяются в данном жесте. Трактат о живописи мастера Ленардо да Винчи: о красоте и безобразииКрасота и безобразие кажутся более могущественными рядом друг с другом. Трактат о живописи мастера Ленардо да Винчи: как научиться изображать движения человекаДвижения человека должны быть изучены после того, как приобретено знание членов и целого во всех движениях членов и суставов; затем, кратко отмечая их немногими знаками, следует рассматривать действия людей в разных настроениях, но так, чтобы они не видели, что ты их наблюдаешь. Ведь если они заметят такое наблюдение, то душа их будет занята тобою, и ее покинет та неукротимость действия, которым первоначально душа была целиком захвачена. Так, например, когда двое разгневанных спорят друг с другом, и каждому кажется, что он прав, тогда они с великой яростью поводят бровями, движут руками и другими членами тела, и их позы соответствуют их намерениям и их словам. Этого ты не смог бы сделать, если бы ты захотел заставить их изображать гнев или другое состояние, как смех, плач, горе, восхищение, страх и тому подобное. Поэтому ты всегда старайся носить с собою маленькую книжечку из бумаги, приготовленной посредством костяной муки, и серебряным карандашом кратко отмечай такие движения и таким же образом отмечай позы окружающих и их группировку. Это научит тебя компоновать исторический сюжет. Трактат о живописи мастера Ленардо да Винчи: как хороший живописец должен писать две вещи — человека и его душуХороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое — легко, второе — трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела. Этому следует учиться у немых, так как они делают это лучше, чем все другие люди. Рука Вакха (картина слева) и рука «Святого Ионна Крестителя» (картина справа) мистически указывают за пределы видимого:
Леонардо да Винчи, Вакх (слева) и «Святой Ионн Креститель» (справа) |
||||||||||||||||||||||