|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
Главная / Статьи
Светотеневой и тональный рисунки в фотопортретах: основные черты современной фотографииДата публикации: май 2023 года Я внимательно слежу за тем, что происходит в современной фотографии, и заметил, что среди самых лучших фотографов юга и севера России, от Краснодара и Калининграда до Санкт-Петербурга и Владивостока, очень мало фотографов, которые используют в фотопортретах светотеневой рисунок.
Светотональный рисунок в фотопортретах — тенденция современной фотографииПрактически 90% всех фотографов, которых вы только сможете найти в соцсетях, используют на фотопортретах только светотональный рисунок. ![]() Светотональный рисунок в детском фотопортрете Они ставят по бокам от моделей по софтбоксу (или один софтбокс фронтально на модель) и, используя мягкий свет, делают одну фотосессию за другой, практически ничего не меняя в своей работе. Идут годы, сыпятся в соцсети, как щебень, новые фотографии, но в них ничего не меняется: теней нет вообще, основу портфолио составляют только тональные фотопортреты. Удивительно также то, что создатели подобного контента считают себя даже лидерами индустрии. Просто молодцы. В результате мы видим фотосессии, которые может выполнить практически любой фотограф. Игра света на фотографии при фотосъемке с двумя софтбоксами практически отсутствует. Смотрю на это каждый день, и ничего не меняется. Вижу нового фотографа — и у него только светотональные фотопортреты. Фотографы боятся или не умеют применять жесткий светЯ предполагаю, что народ в большей своей массе боится применять жесткий свет и не представляет, как и зачем это нужно делать. Снимать с жестким светом намного сложнее, добиваясь красивого светотеневого рисунка на лице, чем ловить улыбки и эмоции (как любят писать про свои фотографии все молодые фотохудожники), высвечивая все тени софтбоксами. При жестком свете, если модель сделает всего один шаг в строну от источника освещения, или повернет голову не туда, то фотография сразу исчезает или превращается в мусор. Поэтому большая часть фотографов не занимается творческими муками и не экспериментирует, а высвечивает все тени мягким светом с помощью софтбоксов. В результате практически вся современная портретная фотография сейчас заполнена простыми и примитивными композициями, где тени отсутствуют полностью, и все фотопортреты построены только на тональностях. Особенно напрягает то, что этих тональных портретов — просто бесконечная бездна. Смотреть мне лично на это очень скучно. И практически ничего не хочется взять и повторить. Если бы сейчас был 2005 год, то все было бы хорошо, и не вызывало бы столько вопросов к творцам-фотографам, но в 2023-м году, мне кажется, мы рассчитываем увидеть что-то новое и интересное, а не бездну повторов тональных фотопортретов.
Также 100% фотографий девушек в инстаграме, которые сами лабают себе фотки айфонами — это только светотональные портреты. Спрашивается: фотограф, нафиг ты вообще нужен со своей зеркалкой, если твои фотки может повторить и получить любая инста герл с телефоном, не напрягаясь ни капли? О фотосъемке с одним источником светаМало кто занимается сейчас фотосъемкой с одним источником света и применением насадок для жесткого света. Уверен, что применяя только один источник освещения, можно понять, в чем фишка фотосъемки портрета. От формы источника света, от его расположения относительно лица модели и зависят те ключевые рисующие детали, которые подчеркивают и выделяют индивидуальные черты лиц и личностей. А включать второй источник освещения бывает порой, вообще, вредно, потому что он высвечивает все тени. Когда я был еще юным фотохудожником, в Академии фотографии нам давали задание фотографировать гипсовую голову. ![]() Мое фото гипсовой головы во время обучения в Академии фотографии Мне тогда это казалось крайне бессмысленным занятием. Теперь же, спустя годы всяких и разных фотосъемок, фотографирование гипсовой головы мне кажется очень даже занимательным и любопытным делом. Дело в том, что гипсовые головы, как и настоящие, бывают очень разные. От взаимодействия того света, который излучает источник освещения, от его формы и расположения, зависят те тени, которые красиво и гармонично лягут на лице, подчеркивая красоту и индивидуальность, скрывая естественные недостатки. Хозяйке на заметку Простой пример использования одного источника освещения для получения светотеневого рисунка в фотопортретеДавайте озвучим в простых словах, что такое фотопортрет — это изображение лица человека. Как правило, на фотографии главный объект фотосъемки имеет максимальный контраст, в данном случае в фотопортрете максимально контрастно светом должно быть выделено лицо, а все остальное должно плавно уходить в тень. Располагая один источник освещения рядом с лицом, пусть это будет даже небольшой софтбокс со снятой передней тканью-рассивателем или софтбокс с сотами (не будем использовать сразу источники жесткого света, вроде тарелок с сотами), можно легко и непринужденно получить фотопортрет, где лицо будет освещено максимально ярко и контрастно (благодаря закону обратных квадратов: значение освещенности объекта, лица и других частей тела человека в каждой точке фотографии, обратно пропорционально квадрату расстояния от источника света). Заостряю внимание на словах и смысле этих слов: если софтбокс находится справа вверху от модели, в метре от лица модели (1 метр от источника света), а руки на поясе (1.5 метра от источника света), то на лице интенсивность света — 100%, а на руках меньше, чем в 2 раза — уже 44%. Ноги модели будут освещены уже в 4 раза слабее (примерно 2 метра от источника света).
Приближаем источник освещения к лицуТаким образом, чтобы снять простой фотопортрет со светотеневым рисунком, нужно просто приблизить источник освещения к лицу, а все остальное само собой уйдет в тень. ![]() Светотеневой мужской фотопортрет снят с помошью одного источника освещения (софтбокс со снятой тканью-рассеивателем)
То есть лицо будет максимально контрастно освещено, а все остальные детали, части тела и фона уйдут в тень без виньетирования в лайтруме, без фотошопа и других лишних усилий. Причем, меняя расположение источника света, можно смотреть, как появляются на лице и уходят новые тени. Одним источником освещения, если постараться, можно создать и фоновый свет, который отделит главный объект фотосъемки от фона, а можно в качестве фонового света использовать отдельный источник освещения, но это тема другой статьи. Если вы отдалите источник освещения от модели на расстояние роста модели и более, то и ноги, и лицо модели будут освещены с одинаковой интенсивностью (закон обратных квадратов неумолим). Если поставить с другой стороны от модели еще один софтбокс с такой же интенсивностью света, то всё — скажите теням до свидания. Да здравствует простая тональная фотография и русский пионерский гламур! Тени — сила, а тон — нетКрасивые тени на лицах воздействуют на восприятие фотопортретов сильнее тона. Я считаю, что тени — это круто, а тон — фигня. ![]() Светотеневой и тональный рисунки в фотопортретах Примеры фотопортретов со светотеневым рисункомИндикатор уровня мастерстваНаличие в портфолио фотографа фотопортретов со светотеневым рисунком точнее определяет его высокий уровень мастерства, чем наличие публикаций в журналах, фотографий брендов, известных людей и прочей маркетинговой бижутерии. |
||||||||||||||||||||||